ЖБИ-элементы автодорог: без чего не обойтись в строительстве

Автомобильная дорога – это не только покрытие. Она представляет собой сложный комплекс инженерных сооружений, в задачу которых входят обеспечение эффективности и безопасности движения, а также защита от техногенных факторов. В состав инфраструктуры входят проезжие части, рельсовые пути, пешеходные тротуары, мосты и эстакады. В дорожном строительстве применяется широкий спектр типовых унифицированных изделий из железобетона.

Недостатки асфальтобетона

Традиционным материалом для покрытия автомагистралей является асфальтобетон. В его состав входят наполнители минерального происхождения, а в качестве вяжущего используется битум.  Несмотря на такие преимущества асфальта как ремонтопригодность и возможность переработки для повторного использования, у него есть существенные недостатки:

  • Высокая склонность к истиранию.
  • Разрушение от проникновения влаги.
  • Зависимость несущей способности от температуры: летом асфальтобетон деформируется и разрушается быстрее, чем зимой.
  • При плавлении битума выделяются вредные вещества.

Недостатки асфальтобетона при строительстве автодорог

ЖБИ-плиты как альтернатива асфальту

Достойной альтернативой асфальту для создания покрытий считаются ЖБИ-плиты. Такую дорожную одежду успешно используют более 50 стран с различным климатом, в том числе Канада и США (Аляска).  Опыт использования железобетонных элементов есть и в России: из них смонтированы все взлетные полосы аэродромов и вертолетные площадки.

Благодаря возможности точно рассчитать механические свойства изделий отечественные предприятия-производители наладили выпуск ЖБИ-плит для городских автомобильных дорог, магистралей, а также для организации временных подъездов на строительные площадки.

Основное преимущество железобетонного покрытия – экономическая эффективность его использования. По оценкам специалистов, средняя продолжительность жизненного цикла бетона превышает 30 лет. Для асфальта этот показатель составляет 13 лет. Если считать, что в стоимость дорожного полотна входят капитальные и эксплуатационные затраты, то ЖБИ-плиты выигрывают в долгосрочной перспективе.

К другим преимуществам железобетонной дорожной одежды относятся возможность круглогодичного монтажа, устойчивость на болотистых грунтах, равномерное распределение нагрузки на подушку.

ЖБИ-элементы автодорог pkgbk

Какие еще ЖБИ элементы нужны для строительства автодороги

Бордюрный камень. Изделия предназначены для отделения проезжей части от других зон. Бордюрный камень является опорой при укладке асфальтобетонных покрытий и тротуарной плитки.

Бордюрный камень из бетона. ЖБК

Железобетонная труба. Чтобы проложить дорогу через овраг, необходимо предусмотреть возможность свободного протекания дождевых и талых вод по его дну. Бетонные трубы различных сечений имеют звенную конструкцию, что позволят смонтировать магистрали требуемой протяженности для безнапорной транспортировки жидкостей.

Железобетонная труба. ЖБК

Лотки и кольца. Большая часть городских дорог проходит над инженерными коммуникациями. Лотки прямоугольного сечения позволяют проложить трубопроводы и кабельные сети, надежно защитить их от давления грунта и проезжающих автомобилей. Бетонные кольца необходимы для организации смотровых колодцев, обеспечивающих доступ обслуживающего персонала к подземным коммуникациям.

Лотки и кольца. ЖБК

Плиты ЖД переездов. Изделия используются на пересечениях автомобильных дорог и рельсовых путей. Плиты отличаются повышенной несущей способностью, достаточной для прохождения подвижного состава.

Плиты ЖБК переездов

Лестничные сходы. Модульные конструкции, состоящие из фундаментных блоков, косоуров, ступеней и площадок. Сходы предназначены для подъема пешеходов на мосты, путепроводы, автомобильные и железные дороги, находящиеся на насыпях, а также для доступа персонала к проложенным на эстакадах инженерным сетям.

Лестничные сходы. ЖБК

Фундаментные блоки. Несущие элементы различной конфигурации воспринимают нагрузки и распределяют их на грунт.

Фундаментные блоки. ЖБК

В России производство ЖБИ для городских автодорог регламентировано государственными стандартами. Для промышленных предприятий, эксплуатирующих тяжелую технику, бетонные конструкции проектируются индивидуально с учетом нагрузок и интенсивности эксплуатации.